Телефон:
+7 (831) 414-27-24
Электронная почта:

7.11.2016

Любомирова Елена Александровна

Учитель английского языка

МБОУ «Лицей №40»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает реализацию основной образовательной программы основного общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Среди различных видов внеурочной деятельности учащихся по иностранному языку особое место занимают дополнительные курсы английского языка, или кружки, которые являются частью системы учебной и воспитательной работы в школе. В круг задач данного вида внеурочной деятельности учащихся входят не только углубленное изучение иностранного языка, но и осуществление всестороннего развития ребенка в условиях, способствующих его личностному росту и самовыражению.

Рассмотрим данный вид внеурочной деятельности школьников на примере кружка по английскому языку для учащихся пятых классов. Для того чтобы реализовать поставленные Федеральным стандартом задачи, дополнительные занятия для пятиклассников должны быть организованы с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом современных международных стандартов в обучении иностранным языкам.

Цели, задачи и содержание программы курса (языковой компонент) соотносятся с основной программой по английскому языку для учащихся пятых классов и соответствуют промежуточной ступени между уровнями А1 и А2 по шкале Совета Европы. Уровень подготовки пятиклассников соответствует заявленному уровню обучения, то есть требованиям программы. Однако очевидно, что на практике учитель столкнется с различиями в уровне языковой подготовки учащихся. При формировании групп кружка английского языка в школе не представляется возможным и целесообразным учитывать индивидуальный уровень владения английским языком отдельными учащимися – ребята приходят на занятия кружка вместе с одноклассниками,  при составлении расписания кружков в школе необходимо учитывать многие технологические факторы (удобство, совместимость расписания разных спецкурсов и кружков). Данная ситуация ставит перед учителем дополнительную задачу: учесть уровень языковой подготовки отдельных учащихся.

Не только уровень владения английским языком может быть различным у детей, занимающихся в кружке. Ребята приходят в кружок по разным мотивам: это и желание изучать английский язык углубленно, и стремление повысить свою оценку и устранить пробелы в знаниях. Родители могут настаивать на посещении школьниками кружка,  желая организовать детям содержательный досуг или просто не имея возможности забрать ребенка из школы сразу после уроков. Пестрое разнообразие мотивов, также как и различный уровень языковой подготовки,  сказывается на атмосфере в группе.

Учитывая мотивационную неоднородность группы и различный уровень подготовки пятиклассников, учитель, тем не менее,  может опираться на те черты пятиклассников, которые их объединяют. Очевидно, что выбор учителем методов и приемов работы на занятиях в кружке диктуется в первую очередь их возрастными и психологическими особенностями.

Учащиеся данной возрастной категории – 11-12 лет  - хотя и стоят на пороге подросткового возраста, по-прежнему демонстрируют многие черты учащихся младшей школы. Многие методисты относят учащихся 11-12 лет к категории Young Learners.

Для слушателей любых возрастных категорий, но особенно для учащихся категории Young Learners, важно, чтобы при обучении были задействованы различные каналы восприятия. На дополнительных занятиях, которые проходят после основных уроков, когда дети утомлены, актуальны виды деятельности, предполагающие движение, ручной труд, манипуляции с предметами.  Для создания адекватной данному возрасту динамики занятия и внесения разнообразия в учебный процесс могут быть использованы  такие виды деятельности, как, например,  изготовление открыток и постеров, игры, подразумевающие перемещение по классу (опрос  других участников, поиск слов ил  фрагментов текста, размещенных на доске или стенах и т.п.).

Не стоит забывать, что одним из основных видов деятельности для младших школьников является игра, и для пятиклассников, недалеко ушедших от младшей школы, игровая деятельность является желанной и полезной частью учебного процесса. Организация игровых форм работы не всегда возможна в рамках школьного урока, но во внеурочной деятельности учитель может использовать большое разнообразие языковых игр.

В работе кружка, как и на школьном уроке, должны появиться традиции, привычный  для детей распорядок. Хорошо, если эти традиции будут отличаться от тех, которые заведены на обычном школьном уроке – например, такая расстановка парт, которая позволяет посадить детей в круг с тем, чтобы они могли видеть друг друга, ритуальные формы приветствия и прощания, отмечание праздников и дней рождений детей.  

Перед учителем, ведущим кружок, стоит задача создать в группе комфортную, дружелюбную и психологически безопасную атмосферу. Данная задача решается при помощи следующих приемов: во-первых, отметки заменяются разнообразными видами самопроверки и самооценки - используются карты индивидуального успеха учащегося, которые ребенок заполняет сам по итогам пройденного материала. Одновременно с мерами по устранению страха плохой отметки разрабатывается система поощрений с целью повышения мотивации к работе в классе.

Во-вторых,  домашняя подготовка играет в работе кружка иную роль, чем на школьном уроке – домашние задания даются не в формате упражнений,  а имеют форму творческих проектов, которые учащиеся выполняют по желанию. Например, учащимся предлагается расспросить своих друзей/ членов семьи о любимой еде и рассказать о результате опроса в группе.

Перед учителем, ведущим кружок английского языка, стоит сложная, но интересная  задача – обеспечить связь между уроками по основной школьной программе и работой ребенка в кружке так, чтобы взаимно дополняя друг друга, урок и кружок могли обеспечить и углубленное изучение предмета, и творческую самореализацию детей.  Использование описанных выше приемов позволяет учителю создать в кружке особую, отличную от школьного урока атмосферу, в которой языковые знания и навыки учащихся развиваются в новом контексте, где есть пространство для творчества и личностного роста. Таким образом, учителю удается решить поставленную задачу.

 

Список литературы

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
  2. Moon Jayne. Сhildren Learning English. Macmillan, 2000.
  3. Young Learner Characteristics: Considerations for Planning and Teaching. Lynn Durrant (на сайте www.cambridgeenglishteacher.org) 2015г.

 

 

 

Имя файла:

Размер файла: 0 Kb

Если закачивание файла не начнется через 10 сек, кликните по этой ссылке