Телефон:
+7 (831) 414-27-24
Электронная почта:

Mind mapping

4.03.2016

Е.Р. Устинова, учитель англ.языка высшей категории

Mind mapping: использование «идейных сеток» на уроках английского языка.

В соответствии с современными тенденциями развития общества в значительной мере изменилась и усложнилась роль педагога в школе. Он является для учащегося не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, воздействует на учеников своими личностными качествами, поэтому на учителя-воспитателя возлагаются большие надежды. Творчески работающий учитель берет на вооружение такие формы, приемы и методы работы, которые наиболее эффективны, применительны к  данной теме,  данному классу и соответствуют его индивидуальным особенностям.Так как задачи повышения роли коммуникативных дисциплин (в том числе и иностранного языка) и совершенствования их преподавания объявляются приоритетными, необходимо изучать и активно внедрять те методы и технологии обучения языку, которые позволяют учащемуся проявить свою активность и индивидуальность, способствует его социальной адаптации, самоопределению и эмоциональному самовыражению.

В своей работе я руководствуюсь тем, что учащиеся овладевают знаниями лучше, если они активно участвуют в учебном процессе, задают вопросы, проверяют гипотезы, сотрудничают друг с другом.Так как обучение протекает в социальном контексте, учащиеся получают возможность учиться друг у друга. Для этого при организации общения на уроках мною широко используется коллективная учебная деятельность: фронтальная («мозговые штурмы», задания на антипацию текста) и групповая (обсуждение проблемных вопросов, групповые проекты и их презентация).Через взаимодействие и общение учащиеся овладевают умением пользоваться языком. Учитель и учащиеся образуют сообщество, в котором учитель показывает пример активности в учебной деятельности, в поисках истины. На своих уроках я стараюсь выступать как советчик, проводник, гид, который управляет познавательной деятельностью своих учеников, учитывая их психологические, возрастные и индивидуальные особенности.

На своих уроках я широко использую «идейные сетки» (Mind-mapping).

В рамках коммуникативного  обучения основное значение уделяется развитию у учащихся умений письменной и устной речи на иностранном языке. Высоко ценятся способности  рассуждения, высказывания своего суждения  по какой-либо проблеме; все большее распространение получают методические приемы, направленные именно на организацию общения учащихся друг с другом и с учителем в учебном процессе. Реальное общение, будь то диалоги. Высказывания по какой-либо теме, дискуссии, обсуждения и т.д., предполагает в  любом случае «…продуктивные и рецептивные речевые акты, определяемые личностными мотивами и деятельностными целями участников общения и направленные на реализацию речевого воздействия…».

К сожалению. На практике данные критерии в большинстве случаев не принимаются во внимание.

Предлагая учащемуся высказаться по определенной теме, учитель задает часто наводящие вопросы, помогая и стимулируя  его к говорению. Возможно, ученик сказал бы совсем другое , если бы ему предоставили такую возможность

При организации круглого стола , дискуссии учитель нередко сам составляет основные вопросы и отмечает ключевые моменты, а которые , по его мнению, должны опираться учащиеся.

Сочинения, которые пишут учащиеся по теме, предполагают в ряде случаев элементарные ответы на вопросы или строгое следование плану, предложенному учителем. И план. И вопросы рассматриваются им как опоры при выполнении определенного задания. Учащимся предоставляется свобода  действий в построении ответов на вопросы. Однако о самостоятельности, полноценном проявлении себя речи не идет.

В обоих случаях при предоставлении полной самостоятельности, при навязывании помощи – ученики оказываются неспособными:

- ориентироваться в теме;

- выделять главное для себя;

- творчески подходить к решению проблем;

- мыслить самостоятельно;

- находить оригинальные идеи.

Заданные извне проблемы, темы служат лишь ориентирами для человека, раскрытие же самой темы, поиск идей по решению тех или иных проблем -  процесс индивидуальный, личностный.

В методике существуют технологии по поиску и структурированию идей, способствующие развитие у учащихся, начиная с первого года обучения, самостоятельного мышления, творческих способностей, а , следовательно, повышению мотивации, интереса к собственным размышлениям, высказываниям, стимулирующим реальное общение.

Так называемые «идейные сетки», Mind-Maps, являются рабочими, мыслительными, креативными инструментами. Они подходят в качестве опор как для собирания и упорядочивания мыслей, так и для планирования, развития ассоциативного мышления, решения проблем, постановки вопросов и т.д.

Данный метод позволяет графически представить собственные мыслительные процессы и их результаты. Что способствует их упорядочиванию, структурированию и редактированию.

Основной принцип технологии визуализации мыслей – это отказ от традиционной формы записывания в четком линейном порядке.

Метод «идейных сеток»  является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема должна находиться непосредственно в центре зрения.

Подобная структурированность имеет свои преимущества:

- четко обозначена главная идея;

- легко распознаются и становятся очевидными взаимосвязи многих понятий;

- развивается ассоциативное мышление

- повторение происходит быстрее и эффективнее;

- карта может быть дополнена, отредактирована позднее;

- карты легко восстанавливаются при воспоминании.

Mind-Maps можно использовать как при индивидуальной , так и при групповой  и парной  видах работы. Если ученики  научатся представлять тему с помощью Mind-Maps, они и в дальнейшем будут охотно пользоваться этим методом.

Составление Mind-Map предусматривает следующую последовательность:

- в центре листа, доски выбирается тема;

- учащиеся высказывают идеи относительно данной темы, учитель записывает эти понятия, ассоциации на одной стороне доски. Самостоятельность учащихся очевидна, нет никакой цензуры, оценки;

- определяются ключевые слова, определяется основная тема, основные подтемы.

Метод «идейных сеток»  является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема должна находиться непосредственно в центре зрения.

Подобная структурированность имеет свои преимущества:

- четко обозначена главная идея;

- легко распознаются и становятся очевидными взаимосвязи многих понятий;

- развивается ассоциативное мышление

- повторение происходит быстрее и эффективнее;

- карта может быть дополнена, отредактирована позднее;

- карты легко восстанавливаются при воспоминании.

Mind-Maps можно использовать как при индивидуальной , так и при групповой  и парной  видах работы. Если ученики  научатся представлять тему с помощью Mind-Maps, они и в дальнейшем будут охотно пользоваться этим методом.

Составление Mind-Map предусматривает следующую последовательность:

- в центре листа, доски выбирается тема;

- учащиеся высказывают идеи относительно данной темы, учитель записывает эти понятия, ассоциации на одной стороне доски. Самостоятельность учащихся очевидна, нет никакой цензуры, оценки;

- определяются ключевые слова, определяется основная тема, основные подтемы.

Основные темы и подтемы могут быть пронумерованы, выделены цветом, некоторые слова могут быть заменены символами, картинками и т.д.

Такие «карты структурирования информации» могут быть использованы:

- при систематизации, повторении грамматического и лексического материала;

- при работе с текстом;

- при повторении в начале урока;

- при введении в тему;

 

- при сборе необходимого языкового материала для обсуждения темы, дискуссии;

- при составлении диалогов;

- интервью;

- написании сочинения и т.д.

Имя файла:

Размер файла: 0 Kb

Если закачивание файла не начнется через 10 сек, кликните по этой ссылке