4.03.2016
Е.Р. Устинова, учитель англ.языка высшей категории
Mind mapping: использование «идейных сеток» на уроках английского языка.
В соответствии с современными тенденциями развития общества в значительной мере изменилась и усложнилась роль педагога в школе. Он является для учащегося не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, воздействует на учеников своими личностными качествами, поэтому на учителя-воспитателя возлагаются большие надежды. Творчески работающий учитель берет на вооружение такие формы, приемы и методы работы, которые наиболее эффективны, применительны к данной теме, данному классу и соответствуют его индивидуальным особенностям.Так как задачи повышения роли коммуникативных дисциплин (в том числе и иностранного языка) и совершенствования их преподавания объявляются приоритетными, необходимо изучать и активно внедрять те методы и технологии обучения языку, которые позволяют учащемуся проявить свою активность и индивидуальность, способствует его социальной адаптации, самоопределению и эмоциональному самовыражению.
В своей работе я руководствуюсь тем, что учащиеся овладевают знаниями лучше, если они активно участвуют в учебном процессе, задают вопросы, проверяют гипотезы, сотрудничают друг с другом.Так как обучение протекает в социальном контексте, учащиеся получают возможность учиться друг у друга. Для этого при организации общения на уроках мною широко используется коллективная учебная деятельность: фронтальная («мозговые штурмы», задания на антипацию текста) и групповая (обсуждение проблемных вопросов, групповые проекты и их презентация).Через взаимодействие и общение учащиеся овладевают умением пользоваться языком. Учитель и учащиеся образуют сообщество, в котором учитель показывает пример активности в учебной деятельности, в поисках истины. На своих уроках я стараюсь выступать как советчик, проводник, гид, который управляет познавательной деятельностью своих учеников, учитывая их психологические, возрастные и индивидуальные особенности.
На своих уроках я широко использую «идейные сетки» (Mind-mapping).
В рамках коммуникативного обучения основное значение уделяется развитию у учащихся умений письменной и устной речи на иностранном языке. Высоко ценятся способности рассуждения, высказывания своего суждения по какой-либо проблеме; все большее распространение получают методические приемы, направленные именно на организацию общения учащихся друг с другом и с учителем в учебном процессе. Реальное общение, будь то диалоги. Высказывания по какой-либо теме, дискуссии, обсуждения и т.д., предполагает в любом случае «…продуктивные и рецептивные речевые акты, определяемые личностными мотивами и деятельностными целями участников общения и направленные на реализацию речевого воздействия…».
К сожалению. На практике данные критерии в большинстве случаев не принимаются во внимание.
Предлагая учащемуся высказаться по определенной теме, учитель задает часто наводящие вопросы, помогая и стимулируя его к говорению. Возможно, ученик сказал бы совсем другое , если бы ему предоставили такую возможность
При организации круглого стола , дискуссии учитель нередко сам составляет основные вопросы и отмечает ключевые моменты, а которые , по его мнению, должны опираться учащиеся.
Сочинения, которые пишут учащиеся по теме, предполагают в ряде случаев элементарные ответы на вопросы или строгое следование плану, предложенному учителем. И план. И вопросы рассматриваются им как опоры при выполнении определенного задания. Учащимся предоставляется свобода действий в построении ответов на вопросы. Однако о самостоятельности, полноценном проявлении себя речи не идет.
В обоих случаях при предоставлении полной самостоятельности, при навязывании помощи – ученики оказываются неспособными:
- ориентироваться в теме;
- выделять главное для себя;
- творчески подходить к решению проблем;
- мыслить самостоятельно;
- находить оригинальные идеи.
Заданные извне проблемы, темы служат лишь ориентирами для человека, раскрытие же самой темы, поиск идей по решению тех или иных проблем - процесс индивидуальный, личностный.
В методике существуют технологии по поиску и структурированию идей, способствующие развитие у учащихся, начиная с первого года обучения, самостоятельного мышления, творческих способностей, а , следовательно, повышению мотивации, интереса к собственным размышлениям, высказываниям, стимулирующим реальное общение.
Так называемые «идейные сетки», Mind-Maps, являются рабочими, мыслительными, креативными инструментами. Они подходят в качестве опор как для собирания и упорядочивания мыслей, так и для планирования, развития ассоциативного мышления, решения проблем, постановки вопросов и т.д.
Данный метод позволяет графически представить собственные мыслительные процессы и их результаты. Что способствует их упорядочиванию, структурированию и редактированию.
Основной принцип технологии визуализации мыслей – это отказ от традиционной формы записывания в четком линейном порядке.
Метод «идейных сеток» является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема должна находиться непосредственно в центре зрения.
Подобная структурированность имеет свои преимущества:
- четко обозначена главная идея;
- легко распознаются и становятся очевидными взаимосвязи многих понятий;
- развивается ассоциативное мышление
- повторение происходит быстрее и эффективнее;
- карта может быть дополнена, отредактирована позднее;
- карты легко восстанавливаются при воспоминании.
Mind-Maps можно использовать как при индивидуальной , так и при групповой и парной видах работы. Если ученики научатся представлять тему с помощью Mind-Maps, они и в дальнейшем будут охотно пользоваться этим методом.
Составление Mind-Map предусматривает следующую последовательность:
- в центре листа, доски выбирается тема;
- учащиеся высказывают идеи относительно данной темы, учитель записывает эти понятия, ассоциации на одной стороне доски. Самостоятельность учащихся очевидна, нет никакой цензуры, оценки;
- определяются ключевые слова, определяется основная тема, основные подтемы.
Метод «идейных сеток» является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема должна находиться непосредственно в центре зрения.
Подобная структурированность имеет свои преимущества:
- четко обозначена главная идея;
- легко распознаются и становятся очевидными взаимосвязи многих понятий;
- развивается ассоциативное мышление
- повторение происходит быстрее и эффективнее;
- карта может быть дополнена, отредактирована позднее;
- карты легко восстанавливаются при воспоминании.
Mind-Maps можно использовать как при индивидуальной , так и при групповой и парной видах работы. Если ученики научатся представлять тему с помощью Mind-Maps, они и в дальнейшем будут охотно пользоваться этим методом.
Составление Mind-Map предусматривает следующую последовательность:
- в центре листа, доски выбирается тема;
- учащиеся высказывают идеи относительно данной темы, учитель записывает эти понятия, ассоциации на одной стороне доски. Самостоятельность учащихся очевидна, нет никакой цензуры, оценки;
- определяются ключевые слова, определяется основная тема, основные подтемы.
Основные темы и подтемы могут быть пронумерованы, выделены цветом, некоторые слова могут быть заменены символами, картинками и т.д.
Такие «карты структурирования информации» могут быть использованы:
- при систематизации, повторении грамматического и лексического материала;
- при работе с текстом;
- при повторении в начале урока;
- при введении в тему;
- при сборе необходимого языкового материала для обсуждения темы, дискуссии;
- при составлении диалогов;
- интервью;
- написании сочинения и т.д.