Телефон:
+7 (831) 414-27-24
Электронная почта:

Английский + немецкий = ? или Курс «Немецкий как второй» для учащихся 6-х – 7-х классов

14.05.2017

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.

Аврелий Августин

Английский + немецкий = ?

 или

 Курс «Немецкий как второй» для учащихся 6-х – 7-х классов

Интерес к образовательным услугам, связанным с изучением иностранного языка, продолжает расти. Чем серьезнее родители относятся к образованию своего ребенка, тем больше внимания они уделяют его успехам в изучении иностранного языка – курсы английского предлагаются детям с пятилетнего возраста, а иногда и раньше. Радуясь успехам ребенка в изучении английского, родители все чаще решают дополнить языковую подготовку ребенка изучением еще одного иностранного языка. При этом  часто возникают и сомнения – не будет ли ребенок перегружен? Не возникнет ли в его голове путаницы из двух иностранных языков?

Второй иностранный язык не  является  новым и неожиданным элементом школьной программы: для гимназий и школ с углублённым изучением иностранных языков второй иностранный стал привычной практикой. Более того, с 2015-2016 учебного года Федеральным государственным образовательным стандартом  закреплено место второго иностранного языка в программе любой общеобразовательной школы.  В  большинстве случаев, однако, школьное руководство не спешит с внедрением второго иностранного языка  - для преподавания нового предмета потребуются  новые педагоги, материальные, методические ресурсы. Однако игнорировать тот факт, что идея изучения второго иностранного  языка все чаще посещает родительские умы, уже не получится. Таким образом, с одной стороны есть спрос родителей и поддержка идеи изучения второго иностранного языка на государственном  уровне. С  другой стороны и у родителей, и у учителей есть  сомнения и вопросы.

В сложившей ситуации представляется  интересной возможность разработать и реализовать курс второго иностранного языка в рамках системы дополнительного образования. На базе ЧОУ ДО Эрудит в 2017-2018 учебном  году планируется провести начальный курс  немецкого как второго иностранного для учащихся 6-х-  7х классов. На данный момент мы находимся на этапе постановки целей и задач курса, планировании результатов, выбора подходящего учебно-методического комплекса.  В своем эссе  я предлагаю рассмотреть основные цели, которых мы планируем добиться в результате обучения, и предложить методические средства достижения поставленных целей.

Цели нашего курса отражают специфику  второго иностранного языка как учебного предмета:

-  В направлении личностного развития необходимо выделить такой планируемый результат, как расширение картины мира ребенка средствами второго иностранного языка. Мы рассчитываем, что в результате  обучения дети смогут не только глубже понять культуру своей страны и сопоставить ее с чужой культурой, но и увидеть сходства и различия в культурах стран изучаемых языков. Изучая первый иностранный язык, ребенок познает различия культур в парадигме «свое-чужое», сравнивая «их» особенности восприятия мира и «наши».  При изучении второго языка модель устройства мира становится «трехмерной», а понимание самой идеи культурных различий – более глубоким.

- Среди метапредметных результатов, которые планируется достичь, необходимо выделить развитие у учащихся навыков переноса учебных умений, полученных при изучении первого иностранного языка, на решение задач, связанных с изучением второго иностранного языка. Речь идет о таких общеучебных умениях и универсальных познавательных действиях, как, например,  извлечение информации из текста, применение различных стратегий чтения, преобразование информации из текстовой формы в графическую и наоборот, использование справочных материалов и словарей, поиск информации в интернете, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях.

- Предметные задачи, реализуемые в рамках данного курса, предполагают формирование коммуникативных умений  и развития фонетических, лексических и грамматических навыков в соответствии с заявленным уровнем обучения (А1 по шкале Совета Европы). Так, в начальный курс мы включаем такие темы, как «Знакомство», «Повседневные дела», «Семья», «Еда», «Школа», «Свободное время», «Город», «У врача», «Квартира». Учащиеся научатся изъясняться на немецком языке  в повседневных ситуациях – например, спросить/объяснить дорогу, выразить предпочтения, обратиться с просьбой о помощи, кратко рассказать о себе, своих делах и увлечениях. Предполагается, что содержательное наполнение курса соответствует возрасту и интересам детей, поэтому для нашего  курса мы подобрали УМК Ideen 1 издательства  Hueber (авторы Wilfried Krenn, Herbert Puchta, Martina Rose). В данном учебнике нас привлекло то внимание, которое авторы уделяют вопросам мотивации подростка, а также учет возрастных особенностей детей при отборе учебного содержания. Учебник включает диалоги и тексты, интересные подросткам, – о жизни ровесников в других странах, о звездах молодежной субкультуры. Ненавязчиво и в увлекательной форме учащимся предлагается информация об истории и культуре немецкоязычных стран.

Разрабатывая  курс «Немецкий как второй язык», мы стремимся учитывать уровень общеобразовательной и языковой подготовки детей, их учебный и социальный опыт, возрастные особенности – все эти качества обучающихся могут стать и источником трудностей, и опорой для учителя.

На что может опереться учитель второго иностранного языка, работающий с подростками? Учащиеся 6-х-7-х классов обладают значительным опытом изучения первого иностранного языка – они знают, что изучение языка предполагает работу над произношением, пополнение словарного запаса, изучение и применение в речи новых грамматических структур. Следует отметить и возрастающую самостоятельность учащихся, которая также может помочь учителю. Многие ребята умеют самостоятельно прослушивать аудиозаписи к учебнику, находить справочные материалы в интернете. Кроме того, в отличие от учащихся младших классов, с которыми мы начинаем изучение первого иностранного языка, учащиеся среднего звена свободнее оперируют теоретическими понятиями, такими как части речи, временные формы, порядок слов, составные части слов. Безусловно, практическая, коммуникативная направленность урока иностранного языка остается в приоритетном положении, но учитель может опереться в работе с ребятами на их знания о системе языка и способность сравнивать, обобщать, анализировать языковые явления.

С другой стороны, ребята, приступающие к изучению второго иностранного языка, обязательно столкнутся с такой проблемой, как  интерференция английского языка на всех уровнях - фонетическом, лексическом, грамматическом, орфографическом. Сопоставление языковых явлений, выявление потенциальных лексических и грамматических трудностей – задача, типичная именно для преподавателя второго иностранного языка. Для ребят, ранее изучавших английский язык, сложными, вероятно, покажутся такие грамматические явления, как категория рода существительных, отделяемые глагольные приставки, склонение прилагательных. С другой стороны, некоторые понятия будут знакомы детям – например, артикль определенный и неопределенный.

Еще одна возможная трудность, связанная с возрастными особенностями учащихся - нестабильная мотивация. Трудности в освоении второго иностранного языка могут пошатнуть решимость учащихся  продолжить его изучение в рамках дополнительного, необязательного курса. Поэтому задача поддержания мотивации детей в данной ситуации чрезвычайно важна. В первую очередь, поддержанию мотивации будет способствовать возможность увидеть первые, пусть и небольшие, результаты, и продемонстрировать их родителям, друзьям – постановка простых пьес, исполнение несложных  песен на немецком языке обязательно увлекут детей, которые с удовольствием включаются в творческую деятельность. Хорошо, если в зрительном зале будут родители – им также важно видеть успехи детей в изучении языка, ведь сотрудничество с родителями – важная составляющая успеха любого учебного курса. Кроме того, в план урока обязательно включаем языковые и коммуникативные игры, которые пользуются популярностью не только у учащихся младшей школы. Динамичные уроки, увлекающие учащихся – хорошее средство поддержания мотивации.

На данный момент мы лишь планируем начать преподавать немецкий как второй. Предстоит столкнуться с трудностями и накопить опыт их решения. Задача внедрения преподавания второго иностранного языка в практику нашей работы кажется нам очень перспективной – английский язык пока остается первым и основным иностранным языком в нашей стране. Тем не менее, мир вокруг нас меняется, и перемены в обществе ставят перед учителями новые задачи – мы уверены, что интерес к изучению второго иностранного языка в ближайшее время будет только расти. 

Имя файла:

Размер файла: 0 Kb

Если закачивание файла не начнется через 10 сек, кликните по этой ссылке