Шапкина Людмила Семеновна
Образовательный центр Эрудит
Эссе
Второй иностранный язык: новые возможности и перспективы.
Изучение второго иностранного языка в школе - вопрос, который по-прежнему вызывает много вопросов и сомнений среди педагогов и родителей. Тем не менее, большинство из нас готовы признать тот факт, что изучение второго иностранного языка дает ребенку существенные преимущества и является мощным фактором личностного и интеллектуального развития ребенка. Безусловно, освоение еще одного иностранного языка увеличивает и без того немалую нагрузку на современного школьника. Тем ответственнее выбор, который предстоит сделать родителям - какой именно второй иностранный язык следует изучать их ребенку?
Еще недавно выбор второго иностранного языка в основном ограничивался самыми популярными в нашей стране европейскими языками – немецким, французским, реже испанским или итальянским. Этот выбор связан и с традициями изучения иностранных языков в нашей стране, и с тем, какими языкам уже владеют взрослые члены семьи, и с соображениями по поводу такого, какой язык легче (о чем всегда можно спорить). Однако в последние несколько лет в практике нашей работы в сфере дополнительного образования отмечается растущий интерес к языками, которые ранее не были столь популярны. В данном эссе хотелось бы привлечь внимание к таким языкам, как китайский и чешский, и рассказать о том, какие перспективы открываются сейчас перед теми, кто выбирает эти языки в качестве второго иностранного.
За последние несколько лет выросло количество желающих изучать китайский язык, который недавно казался многим экзотическим и чрезмерно сложным. Интерес к китайскому языку связан со стремительным развитием КНР, и вследствие этого - с ростом интереса к Китаю в целом, экономике, истории, культуре этой страны. Не последнюю роль в выборе китайского как второго иностранного языка играют успешно развивающиеся в последнее время отношения между Россией и Китаем. В ближайшем будущем в самых различных отраслях экономики России потребуются специалисты, владеющих основами китайского языка.
Изучение китайского языка в школе и в рамках дополнительных элективных образовательных программ сейчас может быть дополнено языковыми курсами в Китае, программами подготовки к поступлению в китайские школы и вузы – в КНР активно развивается сфера образовательных услуг для иностранных студентов.
Многие родители, понимая перспективы изучения китайского языка, опасаются сложностей, связанных с тем, что китайский не имеет ничего общего ни с нашим родным, ни с первым иностранным языком. Первая сложность заключается в переходе от кириллицы и латинских букв к непривычным и непонятным иероглифам. Вторая – в сложном произношении и в многочисленных диалектах. Безусловно, чтобы добиться успеха в изучении китайского, придется приложить немало усилий. Но какой иностранный язык дается без труда?
На первый взгляд, по сравнению с китайским языком, легким для изучения может показаться чешский. Растущая популярность чешского языка в основном связана с перспективой поступления в высшие учебные заведения Чехии. Получение ребенком европейского диплома, а вместе с ним и возможности трудоустройства в одной из стран Европейского союза по-прежнему привлекает многих родителей. Чехия предоставляет иностранцам, освоившим чешский, возможность получить высшее образование бесплатно или на льготных условиях. Однако это означает, что владеть чешским необходимо в объеме, достаточном для обучения на этом языке наравне с чешскими студентами.
И все же легкость изучения чешского языка обманчива. Чешский, как и русский, принадлежит к славянской группе языков, но это не делает его легким для изучения – многие слова, похожие на русские, имеют совершено другое значение – например, «pozor» — призыв быть внимательнее. Не избежать учащимся сложностей с произношением, грамматикой. И все же мы считаем, что курсы чешского как второго иностранного языка – важное и перспективное направление работы нашего образовательного центра.
После того, как на государственном уровне было принято решение, что второму иностранному языку в школе быть, ситуация с языковым образованием в нашей стране начала меняться. В течение длительного времени главенствующим иностранным языком был английский. Теперь вновь просыпается интерес незаслуженно отправленным «в отставку» немецкому и французскому языкам. Новые перспективы открываются в изучении языков, которые массово в нашей стране раньше практически не изучались – например, описанные нами выше китайский, чешский. Принимая решение о введении того или иного иностранного языка в программу учебного заведения (школы, центра дополнительного образования), необходимо, как нам кажется, следить за новыми трендами и не бояться осваивать языки, ставшие востребованными недавно.